stanislav_udin (stanislav_udin) wrote,
stanislav_udin
stanislav_udin

Category:

Турецкая армия эпохи Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.





Когда мы говорим о Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., разговор редко заходит о турецкой армии. Она воспринимается как фон. Характерно, что в плане войны Н.Н. Обручева в качестве препятствий фигурируют Дунай, турецкие крепости и Балканские годы, но не турецкая армия. Она считалась (и считается) слабой. Во многом это именно так. В турецкой армии было несколько серьезных проблем, которые не позволяли ей действовать эффективно. Но это не значит, что она была совершенно ни на что не способна. Мы разберем основные характеристики турецкой армии.





1) Организация

Говоря в общем, можно сказать, что турецкая армия — это армия храбрых людей, хороших солдат, почти лишенных организации. Отсутствие нормальной организации было ключевой слабостью.


В 1869 году, то есть раньше, чем Россия и многие европейские державы, Османская империя начала переход к всеобщей воинской повинности. Но переход шел с большими проблемами. Действующая армия была небольшой — около 280 000 человек (из них 200 000 — на Балканском театре). За ними шла многоэтажная система резервов: ихтият — редиф — мюстахфиз. Резерв, на самом деле, был только на бумаге. Те, кто должен был через 4 года службы перейти из-под знамен в ихтият, обычно просто задерживались в войсках еще на 2 года. Части редифа либо на практике тоже представляли из себя действующие войска (и тогда они были боеспособны), либо создавались импровизационно (и были бесполезны). Мюстахфиз существовал скорее на бумаге. Еще в Крымскую войну резервные войска показали себя слабыми: в них почти не было обучения, четкой структуры, а офицеры были очень плохими. Ситуация мало изменилась в 1877 году.


Теоретически, в армии существовала нормальная структура с армиями, корпусами, дивизиями и полками. На практике постоянных соединений выше батальона (табора) почти никогда не существовало. Армия постоянно задействовалась для подавления восстаний и полицейских функций, и было проще организовывать ее в виде небольших временных отрядов (мюфрезе). Батальоны проводили больше времени в таких мюфрезе, чем в своих полках, а у командующих не было опыта управления крупными единицами.


Тыловые службы были организованы очень плохо, и у турок были постоянные проблемы со снабжением. Если войска стояли на месте, то снабжение было на уровне, но если войскам приходилось наступать и, особенно, отступать, то положение со снабжением быстро становилось катастрофическим. Это была важная причина, по которой турки отдавали предпочтение обороне перед наступательными действиями.


Медицинская служба была отдельной проблемой. Как система она отсутствовала. Среди мусульманского населения не было профессиональных врачей, и все врачи в армии были иностранцами. Их приходилось искать буквально по объявлениям в газетах. Следствием отсутствия организации в этой части была высокая заболеваемость и плачевное положение раненых и заболевших.


2) Командование

В целом, командование было малокомпетентным и существовало в условиях сильного недоверия, существовавшего со стороны власти и между генералами.


Одной из ключевых проблем Османской империи был низкий уровень образованности у основной массы населения. Литературный язык в Османской империи был устаревшим и наполненным арабскими и персидскими лексемами. Дистанция между разговорным и письменным языком была очень велика, поэтому получение образования было связано с дополнительными трудностями.


В Османской империи существовала система военного образования. Была Военная академия (Харбие, основанная в 1845 г.), Военно-инженерная школа (Мюхендишане) и система военных училищ в крупных городах. Военное образование имело сильный инженерный уклон, поэтому офицеры, прошедшие школу, неплохо разбирались в строительстве и фортификации, но не блестяще знали тактику и стратегию. Кроме того, 20% образованных офицеров служили в артиллерии. Это вполне логично: недостаток образованных офицеров заставлял направлять немногих толковых офицеров именно в область инженерного дела и артиллерии, где они были особенно нужны.

Осман-паша, Мехмед-Али-паша и Сулейман-паша

Выпускники школ назывались мектебли. Их не хватало: из 20 000 офицеров академию закончили только 1600, а из 70 генералов, принявших участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., только 45 были мектебли. Офицеров Генерального штаба было только 132 человека. Недостаток образованных офицеров приводил к тому, что мектебли были перегружены работой и выполняли несвойственные им функции: разносили донесения, следили за их выполнением, выбирали артиллерийские позиции, проводили разведку и иногда даже сами наводили орудия.


Помимо мектебли, были офицеры-алайли. Это солдаты, которые получили офицерский чин. В турецкой армии было было скорее правило, чем исключение. Алайли были опытными воинами, имели большое влияние на солдат, но были неграмотными, малоразвитыми и очень консервативными. Между алайли и мектебли существовал сильный антагонизм.


Слабый общий уровень образования начальствующих лиц был одной из причин, почему турецкая армия предпочитала оборону наступлению. Оборона не требовала многого от командующих.


Впрочем, образование не являлось ключевым для продвижения по службе. Гораздо больше значило наличие патронов среди окружения султана и политическая благонадежность. Турецкая армия активно участвовала в политике. Мектебли чаще поддерживали прогрессивные и реформистские устремления, поддерживали доктрину османизма (лояльность Османской империи выше национальных и религиозных соображений). Алайли чаще поддерживали консерваторов. 30 мая 1876 года султан Абдул-Азиз был свергнут, и армия активно в этом участвовала. После недолгого правления психически неуравновешенного Мюрада V к власти пришел Абдул-Хамид II. Он, естественно, с подозрением относился к военным.


Отчасти именно следствием подозрительности стала крайне запутанная система командования в 1877 году. Сераскиром (главнокомандующим) был назначен близкий султану алайли Редиф-паша. Редиф-паша сидел в Константинополе во главе военного совета, составленного из старых генералов. Потом был составлен еще один дополнительный военный совет. Наконец, многие решения принимал сам Абдул-Хамид, который пользовался советами случайных лиц. Таким образом, центр принятия решений был многоглавый синклит в Константинополе.



Помимо этого, на Дунае и на Кавказе были свои главнокомандующие (сердары) — старый и некомпетентный Абдул-Керим и молодой и талантливый Ахмед-Мухтар, соответственно. В их штабах были представители султана, нечто вроде большевистских комиссаров. Как только война на Дунае стала приобретать неблагоприятный поворот, султан начал без разбора отправлять в отставку и отдавать под суд командующих, что парализовало их волю. За 1877 год на Балканах сменилось три командующих — Абдул-Керим, Мехмед-Али и Сулейман.


Генералы неохотно признавали авторитет друг друга и стремились выйти из подчинения. Сулейман был одним из главных участников заговора против Абдул-Азиза, и ему не доверяли. Он был ярым националистом и ненавидел Мехмеда-Али, по рождению немца, а Мехмед-Али отвечал ему тем же. Осман-паша тоже не признавал авторитета Мехмеда-Али, который был младше его. Это привело к тому, что в 1877 году турки действовали тремя разрозненными группами (Плевна, Шипка и Шумла), мало скоординированными друг с другом. Они так и не соединились, не в последнюю очередь потому, что соединение означало утрату самостоятельности.


Несмотря ни на что, у турок были хорошие генералы — Ахмед-Мухтар, Осман, Сулейман, Мехмед-Али и Ахмед-Эюб, прежде всего. Но их таланты были парализованы склоками и некомпетентностью подчиненных.


3) Солдаты

С давних времен у турецких солдат была очень хорошая репутация. Считалось, что они храбрые, выносливые, невзыскательные и отлично сражаются, особенно при обороне крепостей. Турецкий солдат — сильная черта турецкой армии.


Это связано с контингентом, который набирался в армию и во многом походил на контингент русской армии. Армия тоже была крестьянской, а турецкие крестьяне, как и русские, привыкли к тяжелым условиям жизни и труда, были религиозные, коллективистские, сильные и выносливые, много ходившие пешком и т. п.


Минусом было то, что в турецкой армии могли служить только мусульмане. Мусульманские нормы запрещали «неверным» носить оружие и к ним было недоверие. Еще Гюльханейский хатти-шериф (1839) провозглашал равноправие всех подданных султана, в том числе в несении военной службы, но эта декларация осталась на бумаге, как и последующие подтверждения, что христиане будут призываться. В результате, ни консерваторы, ни христиане не горели желанием менять существующее положение вещей. Это ограничивало доступный контингент.




Другая проблема была связана с высокой социальной мобильностью внутри армейской структуры. Хорошие солдаты пополняли ряды офицеров-алайли, но не задерживались на унтер-офицерских должностях. Поэтому унтер-офицерский состав был слабым, а офицерам приходилось исполнять их обязанности.


Сильной стороной было вооружение пехоты. Османская империя, несмотря на отсталость и плачевное финансовое состояние, не поскупилась приобрести за рубежом для армии хорошие винтовки Пибоди-Мартини, которые были одними из лучших в свое время и сильно превосходили русские Крнка в дальности стрельбы.


4) Кавалерия и артиллерия

В давние времена османы обладали очень хорошей артиллерией и кавалерией, но с тех пор многое изменилось.



Так и не удалось организовать нормальную регулярную кавалерию и турецкая армия полагалась, главным образом, на неуправляемых баши-бузуков и контингенты кочевников. И те, и другие, лучше грабили, чем воевали. Отсутствие кавалерии приводило к тому, что турецкая армия, даже если побеждала, не могла разгромить противника, организовав преследование. С разведкой тоже была проблема.


Артиллерия осталась на очень неплохом уровне. В ней было непропорционально много мектебли, а пушки были стальные, крупповские, превосходящие бронзовые орудия русских. Артиллерия была лучшим родом войск.


Tags: Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Турция, турецкая армия
Subscribe

  • 10 советов первокуру истфака

    1. Цель Цель твоего пребывания в университете может быть разной: кто-то хочет стать историком, кто-то хочет получить «качественное…

  • (no subject)

    Уважаемые френды/нефренды! Пожалуйста, обратите внимание, что мой блог уже давно находится в полузамороженном состоянии. Например, я не имею…

  • САМЫЙ РУССКИЙ ИЗ ФРАНЦУЗСКИХ ВОЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ. Люсьен Кардо

    Французский генерал Люсьен Кардо (1838-1920) – самый близкий русскому сердцу французский военный мыслитель. О его жизни известно мало. Он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment